Agritourismo

Вино и виноделие: подpобная технология домашнего виноделия.
Пpиготовление коктейлей. Рецепты вин и коктейлей.
Статьи о вине и виноделии. Застольный юмоp.

МУТОН РОТШИЛЬД. ИСКУССТВО И ЭТИКЕТКА.


МУТОН РОТШИЛЬД. ИСКУССТВО И ЭТИКЕТКА.

Шато Мутон Ротшильд

Фото1. Вывеска в Эpмитаже С 22 февраля по 5 марта 2005 года в Эрмитаже (Санкт-Петербург) проходила выставка "Мутон Ротшильд. Искусство и Этикетка", на которой были представлены оформленные известными художниками этикетки к вину "Шато Мутон Ротшильд" ("Chateau Mouton Rothschild") начиная с 1945 и заканчивая 2002 годом. На фото 1 (кликнув мышкой на изобpажении, его можно увеличить) как pаз пpедставлена вывеска в Эpмитаже с инфоpмацией о выставке.
Веpхний pисунок на этой вывеске — pабота Маpка Шагала, нижний — Пабло Пикассо.

"Шато Мутон Ротшильд" — это вино категории Premier Grand Cru Classe, оно считается одним из лучших вин мира. Этому способствуют исключительно благоприятные природные условия как с точки зрения качества почвы, так и в плане освещенности виногpадников солнцем. Процессу производства от винограда до бутылки уделяется пристальное внимание, сочетающее уважение традиций с самой современной техникой. Это вино является собственностью баронессы Филиппины де Ротшильд, ей принадлежат 82 га виноградников к северу от Бордо, состоящих из типичных сортов этого региона: Каберне-Совиньон (77 %), Каберне-Фpaн (12 %), Мерло (9 %) и Пти-Вердо (2 %).

История создания этого бренда такова: в 1853 году барон Натаниэль де Ротшильд, представитель английской ветви этой семьи, приобрел на территории коммуны Пойяк (Pauillac ) замок "Бран-Мутон" и дал ему название "Шато Мутон Ротшильд". В 1922 году его правнук барон Филипп (1902-1988) взял в свои руки дальнейшую судьбу владения. На всем шестидесятипятилетнем периоде его правления лежит печать его сильной личности, предприимчивости и новаторства.

В 1924 году барон Филипп стал инициатором ранее не применявшегося метода "розлива по бутылкам непосредственно в замке", что свидетельствовало о возросшей ответственности владельца. Это нововведение вынудило увеличить складские помещения на месте: в этих целях в 1926 году барон распорядился построить знаменитый "Большой склад" (100 м длиной), который остается поныне главной достопримечательностью для посетителей Мутона.

В 1945 году в ознаменование окончания Второй Мировой войны барон Филипп решил увенчать этикетку миллезима рисунком, воспроизводящим "V" от "Victoire" (Победа). Так было положено начало коллекции оригинальных произведений, ежегодно создаваемых для этикеток выдающимися современными художниками. Начиная с 1945 года, барон Филипп Ротшильд стал заказывать известным художникам произведения для иллюстрации винной этикетки, олицетворявшие очередной год урожая, которые затем воспроизводились на этикетках вина этого года выпуска. Поэтому винные этикетки вина "Шато Мутон Ротшильд" являются предметом коллекционирования.

В 1962 году Андре Мальро открыл в Мутоне главное создание барона Филиппа и его жены Паулины — "Музей Вина в Искусстве". В этом музее собраны ценные экспонаты трех тысячелетий, посвященные винограду и вину, и баронесса Филиппина продолжает его пополнять. Так Мутон стал одним из высокопрестижных туристических мест, ежегодно привлекающих тысячи посетителей.

В 1973 году вино "Шато Мутон Ротшильд" получило квалификацию вина Premier Grand Сru Classe. С тех пор оно официально фигурирует в элитной категории, к которой оно фактически давно принадлежало.

В 1981 году баронесса Филиппина де Ротшильд, уже тогда тесно сотрудничавшая со своим отцом, создала выставку "Мутон Ротшильд - Искусство и Этикетка" для показа широкой общественности произведений, созданных после 1945 года. В 1988 году она сменила своего отца во главе семейного дела. С этого времени она является гарантом качества и международного престижа знаменитого вина с гордым девизом: "Первый я есть, вторым я был, Мутон не меняется".

Связать в едином пространстве искусство и вино на высшей ступеньке их совершенства — таким всегда было одно из самых необычных стремлений владельцев "Мутон Ротшильд" — сначала барона Филиппа де Ротшилда, а затем его дочери баронессы Филиппины. В свою очередь, бутылка тоже должна была стать символом этого союза между вином и искусством. Уже в 1924 году в ознаменовании своего первого "розлива в бутылки в замке" у барона Филиппа возникла революционная для того времени мысль обратиться к художнику-графику Жану Карлю с предложением создать этикетку Мутона. Эта слишком преждевременная инициатива не получила тогда развития.

В 1945 году на этот раз в ознаменование установившегося мира, барона Филипп решил увенчать этикетку миллезима рисунком, воспроизводящим "V" от "Victoire" (Победа). Эти исключительные обстоятельства породили традицию, и, начиная с 1946 года одному из современных художников предлагалось создать для Мутона оригинальное произведение. В то время большинство из художников отказывалось связывать свое имя с потребительским товаром, каким бы престижным он ни был. Однако, к счастью, среди друзей барона Филиппа были талантливые художники, которых удалось уговорить.

В 1955 году знаменитый Жорж Брак сам предложил создать иллюстрацию для этикетки. Вскоре за ним последовали величайшие художники нашей эпохи. Одновременно содействие со своей стороны оказали знаменитые скульпторы, а в последние двадцать лет не перестает увеличиваться и число иностранных художников. Привлеченные к делу художники всегда пользовались свободой творчества. В обмен на свои труды художники получают десять ящиков "Мутон Ротшильд", часть которых, естественно, с вином проиллюстрированного ими миллезима.

Искусство и Этикетка

В 1981 году у Баронессы Филиппины де Ротшильд возникла мысль показать общественности все эти оригинальные произведения, уже составлявшие единый ансамбль. В ту пору из было тридцать четыре. В наши дни их число выросло почти до шестидесяти, и каждый год в коллекции добавляется новый экспонат.

С учетом намеренно хронологически расположенных произведений разнообразие стилей и форматов требовало особого способа презентации. Баронесса Филиппина выбрала застекленные витрины наподобие коробок для бабочек, созданные проектировщиком Франсисом Лакрошем. Таким образом, каждое произведение оказывалось изолированным в своем собственном пространстве, где его могли окружать различные экспонаты. Так было обеспечено зрительное единство экспозиции в целом. Все этикетки расположены по годам в специально изготовленных небольших закрытых стеклянных витринах. В витринах, кроме этикетки вина, также исходная работа художника, его фотография и краткое описание истории создания этикетки.

Нельзя сказать, что в этих мини-витринах собраны крупнейшие произведения века, однако, они весьма интересны, обладают очарованием и оригинальностью, в них заключена любовь великих художников нашей эпохи к вину как к дару виноградной лозы. Поэтому неудивительно, что настоящая выставка уже побывала во многих музеях мира как в Европе (Лондон, Эдинбург, Берлин, Брюссель), так и в Японии, Канаде, Гонконге, Китае, а также в 16-ти городах США.

Приведу краткий обзор произведений для этикеток. К сожалению, фотографировать на выставке запрещалось, поскольку эта выставка была временной. Даже специальное разрешение на съемку не действовало. Жаль... А то бы я познакомил Вас со всеми пpедставленными pаботами. Так что пришлось сделать несколько снимков украдкой.

1924 г. Жан Карлю (Jean Carlu). Исполняется 2 года, как барон Филипп де Ротшильд взял в свои руки судьбу марки "Мутон Ротшильд". В этом году он принял решение полностью перейти на розлив вина в бутылки в семейном замке. Стремясь подчеркнуть значение этого события, барон заказал знаменитому плакатному художнику Жану Карлю (1900-1996) рисунок всей этикетки урожая этого года. И по сей день он остается одним из одним из наиболее удачных примеров влияния кубизма в области прикладного искусства.

1937/1938 гг. Галани и Шас-Лабор (Galanis & Laborde). Эскизы этих этикеток не были использованы. Их создали известные в тот период иллюстраторы книг. Оба художника изобразили каждый в своей манере парижские события того времени: Международную выставку 1937 г. и приезд в Париж королевской четы Великобритании в 1938 г.

1945 г. Жан Оберле (Jean Oberle). Рисунок с изображением Триумфальной арки Парижа в окружении шеренги французских флагов не был пpинят.
1945 г. Филипп Жюллиан (Philippe Jullian). Для создания первой этикетки этой серии, призванной торжетвенно отметить окончание Второй Мировой войны и поражение нацизма, барон Филипп отклонил проект Жана Оберле, который счел слишком фигуративным, и предпочел ему простоту символа "V" от "Victoire" (Победа).

1946 г. Жан Юго (Jean Hugo)1950 г. Жорж Арнульф (Georges Arnulf)
1947 г. Жан Кокто (Jean Cocteau)1951 г. Марсель Вертес (Marcel Vertes)
1948 г. Мари Лорансен (Marie Laurencin)1952 г. Леонора Фини (Leonor Fini)
1949 г. Андре Динимон (Andre Dignimont) 

1953 г. Год столетия (Centenary Year). 11 мая 1853 г. барон Натаниель де Ротшильд (Baron Nathaniel de Rotschild, 1812-1870) подписал акт покупки замка Бран-Мутон, которому он вскоре присвоил название "Мутон Ротшильд". В ознаменование этого столетнего юбилея барон Филипп решил посвятить миллезим 1953 г. памяти своего прадеда. Таким образом, в порядке исключения этот год был проиллюстрирован не современным художником, а миниатюрой столетней давности с изображением барона Натаниэля, расположенного чуть выше центра этикетки.

1954 г. Жан Курзу (Jean Carzou)1961 г. Жорж Матье (Georges Mathieu)
1955 г. Жорж Брак (Georges Braque)1962 г. Роберто Матта (Roberto Matta)
1956 г. Павел Челищев (Pavel Tchelitchew)1963 г. Бернар Дюфур (Bernard Dufour)
1957 г. Андре Массон (Andre Masson)1964 г. Генри Мур (Henry Moore)
1958 г. Сальвадор Дали (Salvador Dali)1965 г. Доротея Таннинг (Dorothea Tanning)
1959 г. Ричард Липпольд (Richard Lippold)1966 г. Пьер Алешинский (Pierre Alechinsky)
1960 г. Жак Вийон (Jacques Villon) 

1967 г. Сезар (Cesar). Этот скульптор изобpажение для этикетки создал так: несколько гаек и тонких булавок были положены на лист и опрысканы с пульверизатора черной краской. Следы от иголок были затем покрашены алым цветом.

1968 г. Бона (Bona)
1969 г. Хуан Миро (Joan Miro)
1970 г. Марк Шагал (Marc Chagall) (см.: веpхний pисунок на фото 1)

Фото 2. Работа Василия Кандинского 1971 г. Василий Кандинский (Vassili Kandinsky). Поскольку Василий умер в 1944 году, фигурирующее на этикетке 1971 года произведение не было, естественно создано для марки "Мутон Ротштльд". Это произведение является собственностью Центра им. Жоржа Помпиду (Париж), но все же было использовано для офоpмления этикетки благодаря любезному разрешению госпожи Нины Кандинской. Речь идет об акварели 1930 года и относящейся к архитектурному периоду Кандинского. Самое интеpесное, что исходный pисунок был веpтикальным, и для pазмещения на этикетке его пpишлось повеpнуть (pасположить гоpизонтально).

1972 г. Серж Поляков (Serge Poliakoff)

1973 г. Пабло Пикассо (Pablo Picasso). 1973 год был памятной вехой для вина "Замок Мутон Ротшильд", которое в этот год декретом министра сельского хозяйства Жака Ширака было присвоено наименование вина Первого класса. До этого девизом Мутона было: "Быть первым не могу, вторым — не соглашаюсь, я — Мутон". Теперь девиз стал звучать так: "Первый я есть, вторым я был, Мутон не меняется". Акварель, иллюстрирующая эту этикетку, — одна из вакханалий Пикассо, принадлежит музею Мутона (см.: нижний pисунок на фото 1). 1973 год — это еще и год смерти Пикассо. Разрешение на репродукцию картины дала его дочь Палома.

1974 г. Роберт Мазеруэлл (Robert Motherwell)

Фото 3. Поpтpеты Энди Уорхола 1975г. Энди Уорхол (Andy Warhol) Порывая с традиционным изображением овна, он создает в 1975 году три портрета барона Филиппа, два из которых размещены друг против друга на этикетке этого года.

1976 г. Пьер Сулаж (Pierre Soulages)

1977 г. В честь Ее Величества Английской Королевы Матери. Tribute to H.M. Queen Elizabeth, the Queen Mother. По приглашению барона Филиппа де Ротшильда Английская Королева Елизавета-Мать в течение трех дней находилась в замке Мутон по случаю своего официального в регион города Бордо в апреле 1977 г. В ознаменование этого визита и с согласия Ее Величества барон Филипп выпустил в ее честь этикетку этого года: на голубом фоне вензель Ее Величества и крупная надпись "Her Majesty Queen Elizabeth The Queen Mother"

1978 г. Жан-Поль Риопель (Jean-Paul Riopelle)1983 г. Сол Стейнберг (Saul Steinberg)
1979 г. Хисао Домото (Hisao Domoto)1984 г. Агам (Agam)
1980 г. Ганс Хартунг (Hans Hartung)1985 г. Поль Дельво (Paul Delvaux)
1981 г. Арман (Arman)1986 г. Бернар Сежурне (Bernard Sejourne)
1982 г. Джон Хьюстон (John Huston) 

1987 г. Ганс Эрни (Hans Erni). Талант этого портретиста находит находит блестящее выражение в этикетке для "Мутон Ротшильд" 1987 года — вина последнего урожая барона Филиппа де Ротшилда. Превращая свою модель в символ, Эрни сумел передать плодотворную и светоносную энергию человека, вдохнувшего в Мутон новую жизнь. На этикетке на темном желто-золотистом фоне размещен рисунок, в центре котоpого портрет барона Филиппа со спиральным узором вокруг головы в виде рогов овна, в которых изображены виноградные грозди.

1988 г. Кейт Херинг (Keith Haring)1991 г. Сецуко (Setsuko)
1989 г. Георг Базелиц (Georg Baselitz)1992 г. Пер Керкеби (Per Kirkeby)
1990 г. Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon) 

Фото 4. Девочка на эскизе Бальтуса 1993 г. Бальтус (1908-2001) (Balthus) — псевдоним Графа Бальтазара Клосовского де Роля, поляка по происхождению. Рисунок 1993 года для этикетки "Мутон Ротшильд" представляет карандашный силуэт обнаженной девочки-подростка с отсутствующим взором, извращенно грациозной и хрупкой. Из-за этой этикетки власти США даже запретили продажу вина 1993 года в США, поскольку посчитали такую этикетку распространением детской порнографии.

1994 г. Карел Аппель (Karel Appel)1997 г. Ники де Сен-Фаль (Niki de Saint Phalle)
1995 г. Антони Тапиес (Antoni Tapies)1998 г. Руфино Тамайо (Rufino Tamayo)
1996 г. Гу Ган (Gu Gan)1999 г. Раймон Савиньяк (Raymond Savignac)

2000 г. Год Тысячелетия (Bouteille 2000). В порядке исключения и вопреки сложившейся традиции, баронесса Филиппина де Ротшильд не предложила никакому художнику иллюстрировать урожай 2000 года с тем, чтобы бутылка сама по себе стала коллекционной. В этих целях она решила разместить на ней изображение одного из бесценных экспонатов их собрания, принадлежащего "Мутон Ротшильд" Музея Вина в Искусстве — маленького "Аугсбургского овна" — чашу XVI в. из позолоченного серебра, эмблему Мутона. Изображение на бутылку было нанесено благодаря новой технике нанесения рельефного эмалевого покрытия, специально разработанного для этого случая.

Фото 5. Шато Мутон Ротшильд уpожая 1991 г. Фото 6. Этикетка вина уpожая 2002 г. 2001 г. Роберт Вильсон (Robert Wilson). В порядке исключения этому американскому художнику Роберту (Бобу) Вильсону была поручена не только иллюстрация, но и часть графического исполнения этикетки (см.:  Фото 5). Будучи давним другом Баронессы Филиппины де Ротшильд, он выбрал ее как объект мизансцены в сопровождении симфонии красок, где зелень лозы и золото солнца сочетаются с хроматической гаммой вина от светло-красного до темно-фиолетового.

2002 г. Илья Кабаков (Ilya Kabakov). Забавная иллюстpация этикетки вина этого года (см.: Фото 6) в комментаpиях не нуждается.

Автоp статьи - Diter, http://vinum.narod.ru

******

/ 13 маpта 2005 года / Copyright © vinum.narod.ru /


<<< пpедыдущая

    

главная страница

    

следующая >>>




Copyright © 2000-2007
vinum.narod.ru

Напишите коментарий

Вступить в беседу