Agritourismo

Вино и виноделие: подpобная технология домашнего виноделия.
Пpиготовление коктейлей. Рецепты вин и коктейлей.
Статьи о вине и виноделии. Застольный юмоp.

НАПИТОК ТУЗЕМЦЕВ


НАПИТОК ТУЗЕМЦЕВ

Вторая кругосветная экспедиция (1772-1775 гг.) Джеймса Кука (James Cook) на кораблях "Резолюшн" ("Resolution") и "Адвенчер" ("Adventure") помимо научных открытий и исторического значения интересна еще и описанием участниками экспедиции ритуального опьяняющего напитка туземцев, называемом ава (кава).

ГЕОРГ И ИОГАНН-РЕЙНГОЛЬД ФОРСТЕРЫ НА ТАИТИ. Гpавюpа с pис. Ж. Риго Ава, или кавa (Piper methysticum), — кустарниковое перечное растение, произрастающее на островах Океании, а также напиток из его корней, обладающий наркотическим действием. Вот как описывает его один из участников экспедиции — немецкий ученый Георг Форстер (1754-1794) (полное имя Иоганн Георг Адам Форстер, Johann Georg Adam Forster) в своей книге "Путешествие вокруг света" ("Reise um die Welt"), которая впервые поступила в продажу в марте 1777 года и с тех пор неоднократно переиздавалась в разных странах мира.

В главе "Рассказ о пребывании на островах Общества" Форстер отмечает:

"...Добродетель трезвости действительно свойственна почти всем здесь, особенно же простонародью, хотя у них есть свой опьяняющий напиток, до которого особенно охочи некоторые старые вожди. Он изготовляется из корня перечного растения, называемого здесь ава, крайне отвратительным способом, который я сам наблюдал в один из первых дней по прибытии.

Этот корень разрезается на куски, затем несколько человек мелко его разжевывают, и масса, смоченная слюной, выплевывается в большой сосуд с водой или кокосовым молоком. Эта весьма "аппетитная" каша процеживается затем через волокна кокосового ореха, пережеванные комки тщательно выдавливаются, чтобы оставшийся в них сок полностью смешался с молоком кокосового ореха. Наконец напитку дают отстояться в другой большой скорлупе, после чего он готов к употреблению. Эту ужасную смесь они поглощают с необычайной жадностью, и некоторым старым пьяницам она так нравится, что они опустошают не одну скорлупу.

Наш пассажир Пореа, который здесь был не столь сдержан, как на Хуахейне (Хуахине) (название острова), однажды привел в каюту капитана кого-то из своих новых знакомых, и они принялись за изготовление этой гадости. Не прошло и получаса, как он до того напился, что вскоре его нашли неподвижным на полу. Его лицо было красным, а глаза закатились. В таком бесчувственном состоянии он проспал некоторое время, а когда пришел в себя, выглядел сконфуженным.

Впрочем, пьянство, как и другие проявления невоздержанности, здесь не наказывается. Старики, приверженные этому поpоку, на вид иссохшие и худые; у них шелушащаяся, вялая кожа, красные глаза и по всему телу красные пятна. Все это, по их собственному признанию, является прямым следствием пьянства; очевидно, перечное растение содержит вещества, вызывающие проказу. Но, кроме того, этот корень у всех жителей здешних островов считается символом мира, возможно потому, что выпивка способствует дружеским отношениям..."

Но Форстер дал не вполне точное описание традиционного способа приготовления кавы. На самом деле разжеванные кусочки корня, смешанные со слюной, выплевывали в сосуд с водой, но не с кокосовым молоком, и полученную массу обычно процеживали через волокна луба пандануса. Неумеренное питье кавы может вызвать интоксикацию, отражающуюся и на кожных покровах, но не имеющую ничего общего с проказой. Кава употребляется на островах Полинезии, за исключением Новой Зеландии, а также в Восточной и Южной Меланезии, причем на многих островах служит церемониальным напитком.

При переходе от островов Дружбы к Новой Зеландии во время стоянки на одном из островов Форстеру довелось попробовать напиток ава:

"...Здесь же, в кольце туземцев, сидел и жрец, который в первый день водил обоих капитанов к месту погребения. Он храбро пробовал опьяняющий перечный напиток. Его подносили в маленьких четырехугольных кубках из искусно сложенных и переплетенных банановых листьсв, и жрец распорядился, чтобы нам тоже дали этого драгоценного напитка.

Нам очень вежливо поднесли немного, и мы попробовали его тоже из чистой вежливости. Он был молочно-белого цвета, отвратительный на вкус и вызывал на языке неприятное жжение. Жрец каждый вечер принимал такую обильную порцию сего ужасного зелья, что всегда был совершенно пьян. Неудивительно, что он забывал молитвы, совсем иссох, кожа у него была вялая, лицо морщинистое, а глаза красные, гноящиеся. Он пользовался большим уважением, несколько слуг все время наполняли ему кубки..."

Во время второй стоянки на островах Общества участники экспедиции Кука вновь посетили остров Хуахейне (Хуахине). Вот как Форстер замечает перемены в местном вожде:

"...Этот вождь показался нам на сей раз еще более вялым и одряхлевшим, чем во время нашего первого посещения. Его умственные и душевные силы заметно ослабли. Глаза стали совсем красными, воспаленными, тело тощим и жалким. Причина скоро открылась. Мы заметили, что он теперь был весьма привержен к выпивке и любил то и дело принимать изрядную порцию крепчайшего здешнего опьяняющего напитка из перечного растения. Махеине (туземец, вошедший в команду корабля) имел честь пировать с ним несколько ночей подряд и каждый раз так набирался, что утром обычно просыпался с сильной головной болью..."

ОТТО КОЦЕБУ (1788-1846) (Гpавюpа) В следующем столетии во время своей кругосветной экспедиции 1823-1826 гг. на шлюпе "Предприятие" русский мореплаватель Отто Евстафьевич Коцебу (1788-1846) посетил некоторые из тех мест, которые ранее посещала вторая экспедиция Джеймса Кука.

Вот что пишет О. Коцебу в своей книге "Новое путешествие вокруг света" ("Neue Reise um die Welt in Jahren 1823, 24, 25 und 26", издана в Веймаре (Weimar) в 1830 году) о своем пребывании на Таити:

"...Перечисляя пороки таитян, нужно еще напоследок упомянуть об их пристрастии к одурманивающему напитку, который приготовлялся из корней специально выращиваемого для этой цели растения ава. Это пристрастие отнюдь не было всеобщим; его вредные последствия можно было заметить на некоторых истощенных фигурах. И в данном вопросе влияние миссионеров было благотворным: ныне запрещено выращивать этот корень и приготовлять из него напиток. К сожалению, последний отчасти заменили ввозимые сюда вина и водки. Но мы не видели на Таити ни одного пьяного..."

ГАВАЙСКИЕ ВОЖДИ НА ПАЛУБЕ РУССКОГО ШЛЮПА (Гpавюpа) Во время пребывания на Сандвичевых (Гавайских) остовах Отто Коцебу дает описание местной знати:

"...Как и на других островах Южного моря, местные ери (знать) выгодно выделяются своим телосложением. Все представители знати, которых мы здесь видели, были прекрасно сложены. На коже ери весьма редко можно заметить опухоли и нарывы, которые сплошь и рядом встречаются у людей низших классов.

Мы приписали данное явление тому, что простолюдины кладут в рыбные и мясные блюда очень много соли. Зато знатным островитянам весьма вредит неумеренное употребление напитка ава. У тех, которые особенно от него пострадали, тела чрезвычайно исхудали и покрылись белой сыпью, а глаза воспалились и покраснели. Этих несчастных постоянно трясет; они с трудом могут поднять голову.

Ава не всегда укорачивает жизнь (Тераиопу, Кау и некоторые другие вожди дожили до глубокой старости), но обязательно вызывает преждевременное одряхление организма. К счастью, употребление этого напитка является привилегией вождей. Двадцатилетний сын Тераиопу частенько хвастался тем, что получил право пить аву, и с большим удовлетворением показывал место на ляжке, где уже начала выступать сыпь..."

В Гонолулу Отто Коцебу уже отмечает последствия проникновения европейской цивилизации в быт и нравы местных жителей:

"...В Ганаруро я обнаружил на домах вывески, зазывающие прохожих выпить. Меня неприятно поразило, что европейская культура дала здесь такие плоды. Содержателями этих кабаков являются беглые матросы. Разумеется, в погоне за наживой они не брезгают никакими средствами, чтобы приохотить народ к вину. Обычно все эти шинки переполнены.

В более роскошных питейных заведениях, куда матросов и канаков не пускают, собираются обычно ери и капитаны кораблей. Здесь также пьют, но, кроме того, еще играют на бильярде и в вист. Последний сделался излюбленной игрой вахуанцев, достигших в нем большого совершенства.

В вист играют повсюду, даже на улице, прямо на голой земле, причем всегда на деньги или на вещи. Обычно стоящие вокруг зрители дают свою оценку каждом сыгранной партии. Островитяне сражаются в вист весьма азартно, а потому часто происходят ссоры. Наряду с вистом процветают и другие игры.

Приходится глубоко сожалеть, что привычка попусту тратить свое время широко распространилась среди островитян. Прежде этот народ нельзя было обвинить в безделье, а теперь большая часть искусно обрабатывавшихся полей таро, окружавших ранее Ганаруро, пересохла и представляет собой картину запустения..."

Примечание: таро (Colocasia) — тропическое травянистое растение, крахмалистые клубни которого употребляются в пищу.

Конечно же, в наше время европейская культура еще более потеснила местную, поэтому напиток кава можно считать экзотикой. Но pитуальный статус напитка, думаю, не позволит ему кануть в лету. Ну а если кому-то из туpистов доведется столкнуться с напитком кава и хватит смелости попpовать его, то пpошу поделиться впечатлениями.

Автоp матеpиала — Diter, vinum.narod.ru


<<< пpедыдущая

    

главная страница

    

следующая >>>



/ 25 февpаля 2002 года / Copyright © vinum.narod.ru /



Copyright © 2000-2007
vinum.narod.ru

Напишите коментарий

Вступить в беседу