МИФЫ И ПРАВДА АБСЕНТА
МИФЫ И ПРАВДА АБСЕНТА
АБСЕНТ (франц. absinthe) — крепкий алкогольный напиток, изготавливаемый
с использованием полыни, обладающий зеленоватым цветом и крепостью до
Современная методика приготовления абсента состоит в настаивании на крепком растворе спирта полыни с добавлением некоторых других лекарственных трав (фенхель, мелисса, иссоп, анис, можжевельник и др.) и последующей перегонкой полученного спиртового раствора вместе с летучими компонентами, полученными из трав.
Современному абсенту предшествовали разные напитки с использованием экстракта полыни, которые
приготовлялись еще в древности. Так, Плиний Старший
Рецепт современного абсента появился в конце XVIII века, а история его возникновения в общих чертах выглядит следующим образом. Некая мадам Энрио в Швейцарии изготовляла лечебную настойку из полыни, которую и употребляла. Этой настойкой заинтересовался французский доктор по имени Пьер Ординер (Pierre Ordinaire), проживавший в маленькой деревне в западной Швейцарии.
Пьер Ординер начинает экспериментировать с дикорастущей полынью, изучая её свойства.
Предположительно в
После смерти мадам Энрио её дочери (по другой версии рецепт попал к этим сестрам после смерти
Пьера Ординера) продали рецепт майору Дюбье (Dubied), который вместе с
Абсент стал особенно популярным напитком во Франции во второй половине XIX века. Существовали даже специальные кафе и клубы для поклонников абсента. С 1875 по 1913 годы во Франции потребление абсента на душу населения выросло в 15 раз, например, в 1913 году французы выпили около 40 миллионов литров абсента. В 1837 году абсент появляется в Америке в Новом Орлеане под фирменными названиями "Зеленый Опал" ("Green Opal") и "Млечный путь" ("Milky Way").
Хотя абсент можно употреблять по всякому, в том числе и в коктейлях, но все же установился несколько особый ритуал его употребления. На стакан или бокал с абсентом помещали серебряное ситечко (так называемую ложку для абсента), в ситечко клали кусочек сахара (считалось, что легкая сладость смягчает вкус абсента) и сверху лили холодную воду. При разбавлении прозрачный зеленый абсент превращался в желтоватый опалесцируюший раствор. Этот ритуал притягивал не меньше, чем необыкновенный вкус напитка и его возбуждающее действие.
В наше время чаще применяется несколько иной вариант: в чайную ложку кладут немного сахара, затем в ложку наливают абсент, после чего абсент в ложке поджигают и ждут расплавления сахара. Полученную карамель быстро выливают в бокал с абсентом и размешивают.
Особую популярность абсент приобрел среди творческой богемы того времени. Как известно, творческие люди любят все неординарное и необычное, возможно поэтому их притягивал ритуал потребления абсента, а возможно необыкновенный вкус и цвет напитка и его возбуждающее действие. Но так или иначе, но считалось, что абсент пробуждает новое восприятие мира, приносит с собой творческое вдохновение, необыкновенные чувства и ощущения. Даже пронесся слух, что после выпитого стакана абсента женщины гораздо желаннее.
Абсент стал модным и даже получил ещё одно название — "Зелёная Фея", так как утвердилось мнение, что абсент рождает в сознании причудливые образы. Абсент пили и восхваляли, художники увековечивали его в картинах, писатели и поэты — в своих произведениях, называя абсент "Зеленой Музой".
"Смешавшись с водой, жидкость стала желтовато-молочного цвета. Одна такая кружка заменяла собой все вечерние газеты,
все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже сейчас цветут, больших медлительных битюгов на внешних бульварах,
книжные лавки, киоски и картинные галереи, парк Монсури, стадион Буффало и
Абсент потребляли художники Эдуард Мане, Ван Гог, Пабло Пикассо, поэты Гийом Аполлинер, Поль Верлен, Эрнест Доусон, Артюр Рембо, автор сюрреалистических пьес Альфред Жари, писатели Эдгар По, Мопассан, а также Оскар Уальд и многие другие.
Вот лишь некоторые интересные факты: в 1859 году Эдуард Мане создал свою знаменитую картину "Любитель абсента", Ван Гог в 1887 году написал натюрморт с графином и бокалом абсента, а Пабло Пикассо в 1901 году написал картину "Любительница абсента" (эта картина ныне находится в Эрмитаже).
Но широкое распространение абсента привело к многочисленному злоупотреблению им. Все больше потребляющих абсент людей проявляли признаки алкоголизма, неадекватного поведения и временного помешательства. Некоторые даже кончали самоубийством. Появились предположения, что абсент наносит вред здоровью. Возник даже термин Абсентизм (лат. absinthismus) — алкоголизм вследствие злоупотребления абсентом. Для абсентизма характерны слуховые и зрительные галлюцинации, проявления головокружения, склонность к эпилептическо подобным припадкам.
В 1859 году появился труд француза Огюста Моте на соискание медицинской степени. Работа называлась "Об алкоголизме и ядовитом действии абсента на организм человека", но на нее не обратили должного внимания.
В 1864 году в одном из ведущих научных журналов была опубликована короткая заметка врача
Луи
Ученик Марсе — психиатр Валантэн Маньян продолжил исследования о влиянии абсента на организм
в психиатрической больнице
В медицинском энциклопедическом словаре издания 1865 года абсентизм уже определяется как разновидность алкоголизма, но при этом отмечается непричастность собственно алкоголя к особым специфическим неврологическим проявлениям этого заболевания.
В 1900 году немецким ученым
В 1907 году в одном американском еженедельном издании было отмечено все возрастающее потребление в Америке "зеленого проклятия Франции" — абсента, со всеми связанными с этим последствиями, что привлекло внимание Департамента Сельского Хозяйства США. Исследования должны были прояснить этот вопрос. В 1912 году Департамент Сельского Хозяйства принял решение о запрете абсента в Америке, а в 1915 году абсент запретили и во Франции (хотя фактически удалось установить запрет лишь несколькими годами позже).
К 1916 году европейскими и американскими исследователями было окончательно доказано, что именно туйоном вызваны специфические болезненные явления, возникающие в результате злоупотребления абсентом, поэтому в начале XX века благоразумная часть общества ополчилась против абсента. Вопреки сопротивлению его поклонников, результаты этих исследований стали основанием для запрета абсента в ряде стран. Все таки прав был Луи Пастер, который считал именно вино самым здоровым и гигиеничным напитком.
Бытует мнение, что причина запрета абсента — это дело рук многочисленных виноделов и виноторговцев, ведь по некоторым данным абсент отбил до 30% винного рынка Франции. Хотя есть очень большая доля вероятности в том, что это мнение pаспpостpанили продавцы абсента, с грустью мечтая об утерянном рынке и прибылях. Но так или иначе, а в настоящее время абсент запрещен во Франции, в США, в Швейцарии и ряде других европейских стран.
Но абсент еще производят до сих пор в Чехии и Испании. Лидером в производстве абсента сейчас является Чехия, в частности фирма "Хилл'с Ликёр" (одна из марок абсента — Hill's Absinth).
В наше время производимый абсент несколько отличается от французского напитка XIX века. Производители абсента уменьшили содержание туйона, другие вообще от полыни отказались, сделав вместо нее главным компонентом разновидности аниса и выпуская абсентоподобные напитки. Например, Пасти (Pastis), в качестве основы используется звездчатый анис; Белый Перно (Pernod Blank) на основе белого аниса (напиток белого цвета); Рикар (Ricard) - напиток красноватого цвета, сделанный на основе звездчатого китайского аниса и ароматических трав Прованса.
Правда, при производстве современных напитков уменьшение экстракта полыни или отказ от полыни скорее всего является следствием не добропорядочности производителя, а регламентирующими нормами и правилами Евpопейского Сообщества (ЕС), поэтому умеренное употребление современного абсента и ему подобных напитков не угрожает здоровью.
По замечаниям пивших современный абсент, он уже не вызывает столь желанное появление "Зеленой Феи", пpичиной этого, по всей видимости, является снижение концентpации экстракта полыни, а следовательно и туйона.
Автоp матеpиала — Diter, vinum.narod.ru
/ 12 янваpя 2002 года /
Copyright ©
Copyright ©